Ряд работ и услуг запрещено выполнять без лицензии. Если заказчик закупает такие работы и услуги, то должен предусмотреть в документации требование предоставить разрешение.
Когда нужна лицензия для участника госзакупки
В России есть лицензируемые виды деятельности, которые работают только при наличии лицензии - специального разрешения. Об этом сказано в п. 1 ст. 49 ГК. Заказчики, работающие по 44-ФЗ, вправе требовать от участников лицензию, если работа или услуга не может проводиться без спецразрешения. При этом учтите, что требовать лицензию в закупочной документации можно только от лицензируемых видов деятельности. Такая деятельность закреплена в 99-ФЗ.
Требование лицензии заказчик указывает в техническом задании, проекте контракта и информационной карте. Если участник не предоставит разрешительный документ, его заявку вправе отклонить. В соответствии с ч. 8 ст. 31 44-ФЗ комиссия проверяет соответствие указанному требованию.
Обратите внимание, что с 2021 года лицензирование по некоторым видам деятельности оформляется в электронной форме. Это предусмотрено Законом от 27.12.2019 № 478-ФЗ. После этого нововведения день предоставления лицензии стал совпадать с днем внесения сведений о ее выдаче в сводный реестр. В качестве подтверждения выступает запись в реестре, а не бумажный документ, как раньше.
Поставщик получает выписку из реестра и предоставляет ее заказчику в составе своей заявки. Ее оформляют как на бумаге, так и в электронном виде. Бумажная выписка делается за плату, а электронная - бесплатно.
Читайте в статье, как в 2021 году заказчики проверяют в составе заявки лицензию и какой у нее должен быть срок, чтобы соответствовать требованиям закупки. Это связано с тем, что правила оформления лицензий в 2021 году изменились.
Когда заказчик не может требовать от участника лицензию
Если закупаемые работы или услуги подлежат лицензированию, заказчики указывают требование в документации. Соответственно, если деятельность можно вести без лицензии, такое требование в документации не указывают. Об этом сказано в письме Минэкономразвития №Д28и-1051 от 18.04.2016.
Судебная практика
Рассмотрим пример из судебной практики, который показывает, в каком случае заказчик может не принять лицензию участника.
Заказчик закупал услуги по проведению периодического медицинского осмотра работников. По результатам рассмотрения вторых частей заявок комиссия признала только одну заявку отвечающей требованиям. Аукцион не состоялся.
Один из участников пожаловался в ФАС на одобрение заявки. Комиссия признала жалобу обоснованной. Участник, чью заявку одобрили, предоставил лицензию, которая разрешает ведение деятельности в другом городе. Следовательно, участник не подтвердил, что имеет право оказывать услугу в городе, указанном в документации.
Заказчик обжаловал решение ФАС в суде. Суды трех инстанций встали на его сторону, посчитав, что лицензия была предоставлена, а отсутствие в лицензии указания на требуемое место осуществления деятельности не противоречит требованиям аукционной документации.
Вправе ли участник предоставить в заявке вместо своей лицензию соисполнителя
Точку в деле поставил Верховный суд. Он согласился с ФАС в том, что участник не отвечает требованиям. В частности, он заявил, что возможное привлечение соисполнителей с необходимой лицензией не подтверждает соответствие заявки участника требованиям (определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС от 10 августа 2018 г. № 301-КГ18-2640).
Таким образом, мы делаем вывод, что не всегда достаточно одной лицензии. Если она выдана на оказание услуг в конкретном регионе, участник не может участвовать в закупках в другом регионе.
Материал проверен экспертом в области госзакупок Даниленко Алексеем Игоревичем